Автодороги Норвегии
Дороги в Норвегии платные. Пересекая строну, обнаружили конструкции над шоссе с фонарями и с указателями, сколько стоит проезд для легковых и для грузовиков. Парковщик, у которого мы пытались выяснить систему оплаты, уверял, что придет счет на домашний адрес. Один из работающих в Норвегии так же подтвердил это. Главное – чтобы был договор между странами. Надеемся, что в связи с евросанкциями мы его не подписали. Ждем.
Кемпинги. Дома на колесах.
Норвегия – страна кемпингов и домов на колесах. Такое количество машин с прицепами-домами и домов на колесах не встретишь нигде. Даже США уступает Норвегии. Летом сюда едут туристы и сами норвежцы выезжают на природу.
Кемпинги часто размещаются в живописнейших местах у воды. Кемпинг по-норвежски – это не поле с разметкой под палатки. Это хорошо организованные большие кемп-города с ресепшн, кафе, магазинчиками, детской площадкой обязательно с круглым батутом. Отдельно стоят дома на колесах, отдельно палатки, отдельно маленькие домики 9 кв.м с парковкой авто рядом. Дома на колесах раскидывают рядом еще такие замысловатые шатры, залюбуешься.
У всех достопримечательностей есть парковка для кемп-авто. На дорогах можно встретить указатель на заправки, где можно слить сантехнические отходы. Тут же можно залить воды. Кемперы ездят с прицепами с велосипедами, каяками или даже с легковой машиной на прицепе. Но можно встретить и противоположные указатели – No camping.
Вдоль дорог часто есть зоны отдыха с туалетами и обязательно стол с лавками, на любой заправке есть такой. Туристы активно ими пользуются: в живописном месте жарят портативный гриль или просто перекусывают. Такой перекус более популярен, чем кафе и рестораны. Это и понятно – цена в ресторанах негуманные, совсем.
Парковки
Парковки во всех городах платные. Найти бесплатную в туристических местах не реально. Ночью на улицах можно стоять бесплатно. Но с 8 утра – платно и максимум 3 часа. Цены разняться кардинально. В Осло в центре – 200 крон час, у музея Викингов – 8 крон. В Олесунне 20 крон, Берген и Ставангер – 40. В основном паркоматы рядом и можно оплачивать банковской картой. А вот в Ставангере – нет. На улицах паркоматы с монетам. А там где паркоматов нет, надо покупать билет в офисе… В каком? Где этот офис? Вообще в отеле не рекомендовали оставлять машину вдоль улицы. Воспользовались платной суточной парковкой.
В районах, популярных у туристов, парковки тоже платные. У места восхождения на Кафедру проповедника – 200 крон. Рядом с ледником Briksdanelbreen – 50 крон, подъезд к леднику Nigardsbreen – 50 крон.
Полицейские в Норвегии скоры на штрафы: не успел бросить машину на минуту – штраф. Не работает паркомат – твои проблемы. В Осло попали на неработающий автомат и через 10 минут – штраф 600 крон. Оставляя машину на парковке, надо быть внимательным. На парковках есть места для зарядки электромобилей. Обычная машина парковаться туда не может. Штраф. При этом зарядка может быть визуально совсем не очевидна. Припарковавшись, внимательно осмотритесь.
Электромобили могут стоять и заряжаться на парковки 3 часа бесплатно. Заряжаться бесплатно, не парковаться. Электромобилей в Норвегии очень много. Такого количества Tesla я не встречала никогда. Но много и других машин – Nisan, BMW, даже элетро Hynday и KIA. Дизайны у этих машин интересные. В Москве таких каров не встретишь. Удивительно, но в Бергене каждая вторая машина – электро или гибрид! В других городах не так повально, но тоже много. А вот в соседней Швеции этого феномена не наблюдается.
Указатели и дорожные знаки
Указатели и подписи под знаками без перевода. Например, парковка и подпись… о чем? Какие ограничения?
Дороги
Норвежцы – очень искусные строители дорог, мостов и туннелей. Туннели у них многокилометровые, где-то под горой, где-то под фьордом. Иногда, туннель сначала извивается спиралью, опуская вас на глубину, и только потом по прямой начинает спускаться под фьорд.
Hardangerbrua – мега конструкция. С одной стороны горы туннель в горе по серпантину поднимает уровень дороги, при этом под землей в одном месте круговое движение и разъезд в три стороны. Потом машины попадают на высоченный подвесной мост над фьордом, где ходят огромные круизные лайнеры. С моста – опять в туннель 7.7 км! сквозь гору. Выезд из него уже в другом фьорде. Проезд по этому мосту платный – 100 крон. Паром на его месте всего 82 кроны за машину с водителем.
Но отличные дороги не везде. Часто встречаются однополосные дороги, где разъезд со встречной возможен только в местах расширений. И такие дороги не обязательно в глуши.
От Бергина в Осло идет одна из scanic road – по высокогорью. Вдоль дороги стоят вешки для снегоуборочной машины. Такие любят в Альпах, по ним водитель снегоочистителя ориентируется, где край трассы. Так вот на этой дороги вешки пятиметровой высоты.
Заправки
Паром из Турку приходит ранним утром в 6.30. По дороге в Осло таким ранним часом заправок с оператором не нашлось, поэтому заехали на автоматическую заправку. Как это работает? В нормальном варианте честный швед должен вставить карту, ввести PIN, вытащить карту и залить бензин. С карты снимается реально истраченная сумма.
Как же это происходит при заправке с российской картой? При том же порядке действий с карты снимается 1000 крон, при том, что реальный чек на 625. Этот феномен объяснили на другой заправке, где был оператор. Система, видя вражескую (читай иностранную) банковскую карту, автоматически блокирует большую сумму в качестве страховки. Потом разницу возвращают, дня через два.
То же самое происходит и на заправках Норвегии, где нет оператора. Только сумма блокировки больше – 1500 крон (12 300 руб!!!). Поэтому заправляться нужно в рабочее время в местах, где есть магазинчик. При этом выбирать колонку надо там, где не видно приспособления для оплаты картой. В нескольких местах мы столкнулись с тем, что на заправке надо выбрать «kassa» и потом начать заправляться, тогда тоже можно оплатить через оператора.
Паромы. Туннели. Мосты
Паромы и туннели под фьордами встречаются очень часто. В начале нашего путешествия мы останавливались фотографировать мосты – изогнутые, высокие, горбатые. И вот перед одной фотосессией договариваемся, что надо искать смотровую площадку до или после предстоящего длинного моста. Но, опс, из-за поворота появляется набережная и паром. Так неожиданно мы познакомились с паромами.
Проезд на пароме – это цена за машину с водителем и отдельно пассажиры. Обычно легковая 98 – 106 крон, взрослый – 40, ребенок – 20. На пароме можно выйти из автомобиля и провести время в кафе или на палубе, делая фото или отдыхая в шезлонге в хорошую погоду. Есть туалет, телевизор. Пользуются паромами как легковые, так и грузовые авто, для которых отдельные места – фуры, огромные бензовозы и даже перевозчик автомобилей в два этажа.
На карте паромы обозначены, и можно проверить маршрут. Где-то паром – это необходимость, где-то можно объехать. Но всегда просчитываем, сколько уйдет бензина на объезд и сколько стоит паром. Зачастую объезд выходит в те же деньги.
Туннели на карте обозначены пунктиром. Это супер строения. Они идут под фьордом, поэтому уклон дороги большой – мы увидели максимум 12%. В основном геометрия постройки – это буква V. В Олесунне мы встретили туннели, где сначала по спирали съезжаешь вниз, а потом еще начинаешь углубляться дальше. В одном из туннелей мы встретили раздвоение. Другой туннель был в одну полосу, и машины должны разъезжаться в определенных местах, где сделаны карманы. Некоторые туннели платные, но много и бесплатных.
Мосты – это одна из достопримечательностей Норвегии. Одно из обязательных мест для посещения – Атлантическая дорога, соединяющая мостами множество островов. Но такие мосты встречаются по всей Норвегии, причем они не считают их чем-то сверх интересным, чтобы делать отдельные остановки для удобства туристов.