Марштурт по Амстердаму (Amsterdam) – Музей Немо, Музей Ван Гога, Морской музей, скульптурная композиция “Ночной дозор” Рембрандта.
Идем в дальние районы. Амстердам (Amsterdam) – город современный, поэтому он имеет не только старые здания XVII века, но и строения современной архитектуры. Поэтому от вокзала мы направляемся к музею Немо. Это необычные здание цвета морской волны, скорее напоминающее лодку, причаливший морской лайнер или летающий объект инопланетян. Внутри музей, скорее интересный для детей, где все можно трогать. Но нам он интересен в первую очередь тем, что с его крыши открывается захватывающий вид на гавань и город. Попасть на крышу можно из музея, но можно и с набережной канала. Мы прошли над туннелем, свернули к марине, где выставлены суда расположенного рядом морского музея и по пандусу поднялись на крышу.
Далее на нашем маршруте по Амстердаму – Музей судоходства Амстердама (Scheepvaartmuseum). Частично его экспозиция выставлена рядом с музеем Немо, в ближайшей марине. Но наша цель – посещение большого парусника. Здесь можно увидеть быт моряков, внутреннее строение корабля. Попасть к нему можно через здание музея. Отдельного посещения судна – нет. Надо купить билет в музей и в рамках экскурсии можно войти на палубу парусника. Музей в наши планы не входил. Поэтому было решено сэкономить по 15 евро на каждого. Печально. Зато мы насладились архитектурным эффектом в атриуме музея. Внутренний двор перекрыт сложным стеклянным куполом, тень от перегородок которого в солнечный день создают красивейший узор на стенах внутреннего дворика.
Морской музей Амстердама.
Заключительный пункт на сегодняшнее утро в путешествии по Амстердаму – бронзовая скульптурная композиция «Ночной дозор» на площади Рембрандта. Она создана к 400-летию Рембрандта в 2006 российскими скульпторами – Александром Таратыновым и Михаилом Дроновым. В 2005 г. была представлена в Гааге (Голландия, Der Haag), на открытии экспозиции присутствовала королева Голландии Биатрикс.
Люди в полный человеческий рост. Над ними – сам Рембрандт на постаменте. Путеводитель пишет, что эти скульптуры постоянно гастролируют (Гаага, Москва и другие города), но мы застали их на месте. Единственный минус, они настолько популярны, что постоянно облеплены туристами. Этот такой определенный культурный аттракцион, оказаться внутри картины!
Отличная брошюра по этой композиции выложена на сайте скульптора.
Заметки об архитектуре
Историки утверждают, что принцип постройки домов в три окна имел очень четкую аргументацию – чем уже фасад здания, тем меньше платить налогов. Популярный «размер» – три окна. Точно так же есть предположение (или утверждение), что в Амстердаме предписывалось строить дома легкие, т.е. чем больше окно, тем меньше давление на неустойчивую почву и тем менее вероятна деформация здания. Поэтому предписывалось делать окна как можно больше. Этим объясняется такой нюанс голландской архитектуры – как огромные окна в пол.
Узость здания имела, конечно же, множество ограничений. Одно из них – узость лестниц. Поэтому большинство грузов, мебель и много другое доставлялось с наружи через окна. Для этого на каждом доме сверху на фронтоне имеется крюк с лебедкой. Груз можно цеплять прямо с лодки в канале и поднимать на нужный этаж. Сейчас так же используют эти лебедки. К ним присоединились специальные машины с лифтом.
Действительно почва в городе очень мягкая и подвижная. До изобретения бетона большая часть строений изменяла свою конфигурацию и через некоторое время начинала клониться. Какие-то здания наклонены целиком, другие – только верхние этажи. Иногда можно встретить самый интересный вариант: первые этажи здания ровные, так как их держат соседние строения, а вот два верхних этажа «падают», так как вокруг свободно. Встречаются и дома, вход в которые ниже мостовой. Просел фундамент.
Интересные приспособления.
В Голландии очень капризная погода, часто с северного моря дует холодный ветер, который приносит дожди. Во многих гостиницах на выходе стоят корзины с зонтиками для клиентов. А вот на входе в музей Ван Гога стоит устройство для тех посетителей, которые пришли с улицы с мокрыми зонтами. Засовываешь туда зонт и он оказывается в чехле. С него не капает, он как бы в вакуумной упаковке.
Как и в любой европейской стране в Амстердаме можно встретить шоколадный бутик – шоколад ручной работы, широкий ассортимент сладостей, разнообразие начинок, форм, шоколадов – вообщем верх наслаждения.
Амстердам – город велосипедный. На двух колесах передвигаются все от мала до велика, поэтому можно встретить и клерка в офисном костюме и белой рубашке, можно бабушку, едущую на рынок за овощами и фруктами, а можно мамочку с ребенком в детском кресте, на раме или в специальном отделении впереди. В первую очередь здесь поражают размеры велосипедных парковок: многоэтажные, плотные. Как хозяева ищут своих «коней»?
Метро в Амстердаме естественно находится под землей, но очень интересно смотрится, когда выход из метро – прямо у кромки канала.