Голландский город Делфт прославил не только Ян Вермеер. Здесь расположена всемирно известная фабрика по производству фаянса – Делфтский королевский фаянсовый завод (Rotterdamseweg,196 – http://www.royaldelft.com). Россияне привыкли к гжельской росписи, но более утонченная версия бело-голубого фаянса производилась в Голландии. А истоки ее берут свое начало в китайском фарфоре династии Мин и Цин. Именно Ост-Индийская компания начала ввоз этого форфора в Европу в 1602 году, но нидерладские художники использовали сюжеты местных ландшафтов и морских пейзажей, что сделало его очень популярным.
Завод работает с 1650-х годов, но в то время 20 корпусов предприятия были разбросаны по всему городу. Нынешнее здание существует с 1916 года. Посещение завода начинается с небольшого фильма, далее вы попадаете в мастерскую, где работаю художники.
Техника Делфт Блау (Delft Blauw) – это роспись черной краской, которая содержит пигмент оксида кобальта, при обжиге черный цвет превращается в голубой благодаря химической реакции. Различные оттенки синего получаются, когда «краска» разбавляется водой: чем больше воды, тем светлее тон. Роспись делают по керамическому изделию, предварительно обожжённому, по бисквиту – его поверхность очень пористая, мгновенно впитывает краску и не прощает ошибок. Однако для сохранения традиций мастера используют шаблон, который наносится на изделие с помощью порошка древесного угля.
Каждое изделие расписано вручную и имеет фирменный знак – монограмму из инициалов JT, которые обозначают Йост Тоофту (Joost Tooft), это один из владельцев завода, зарегистрировавший свой торговый знак в 1879г.
Стать мастером на делфтском заводе не просто. Начальное обучение занимает год, потом ученик тратит четыре-пять лет на основное обучение, овладевая техниками и секретами подглазуной росписи, но мастером можно стать только через 10 лет. Только мастерам поручаются заказы, состоящие из множества плиток или имеющие сложные декоративные элементы.
В музее хранятся множество коллекций, созданных художниками завода к различным значимым для Голландии датам. Огромное собрание фаянса сделано к датам в королевской семье: рождению принцев и принцесс, свадеб, коронаций и других памятных дат королевской династии.
Отдельное место принадлежит огромному полотну, посвященному еще одной иконе голландской живописи – Рембрандту: в 1999 году было создано полотно из 490 фаянсовых плиток, воспроизводящие знаменитый «Ночной дозор». Это произведение искусства было приобретено одним из покупателем, который передал его музею на временное хранение. К счастью, мы имели возможность увидеть это чудо света.
В музеи завода есть экспонаты, выполненные и в другой технике – полихромная роспись, заимствованная у мастеров стран Средиземноморья и практиковавшаяся в Нидерландах с XVII века.
Внутренний дворик музея очарователен. Здесь представлены образцы работ, вывезенных в Индонезию – колонны разных стилей. Значительный период времени фабрика выпускала строительную керамику (1895-1980), которая использовалась в частности для отделки интерьеров Дворца Мира в Гааге.
На заводе можно посетить и реальные цеха, где до сих пор производят фаянс. В производстве используется жидкая глина, состоящая из каолина, палевого шпата, мела и кварца. Она наливается в специальные гипсовые формы. Гипс хорошо впитывает воду, поэтому края формы быстро затвердевают, а вот глина, которая остается жидкой, просто выливается. Таким образом, получаются формы, полые внутри. Как только корка становится жесткой, слегка уменьшается, изделие хорошо достается из формы. Обрабатывая ее водой и губкой, швы выравниваются, лишнее удаляется ножом, форма приобретает товарный вид. Далее – в печь: +1150 градусов. Вместе с охлаждением процедура длится 20 часов. Но это только первый этап, в процессе которого получается бисквит. Потом изделие расписывается, глазируется и обжигается повторно. Теперь температура 1200 градусов.
Но есть среди изделий фабрики и более дешевая и современная технология: на уже обожжённое изделие наносится переводная картинка, повторный обжиг вплавляет ее в глазурь. Дешево и сердито. Такие изделия маркируются по-другому и стоят значительно дешевле! А сколько все это стоит можно оценить в магазине, который фактически является предложением экспозиции и не менее интересен.
Посещение лучше запланировать на будний день, в выходные – заводы у них не работают: да вы увидите производственные помещения, но рабочих там не будет, и сам процесс изготовления вы не увидите. В воскресенье из «живых рабочих» были доступны: один художник, расписывающий тарелку, одна дама, делающая наклейки на тарелки.