(Ноябрь 2015) Италия, Кампания: Альмальфитанское побережье – Помпей. Везувий – Капри – Неаполь
Морозные московские дни было решено променять на теплые умеренные «погоды» южной Италии – Неапольский край (читай как «рай»). И путешествие подтвердило правильность выбора. Погода отличная: 15-18 днем, 7-10 ночью. Ни дождя, ни тумана. Возможно, не каждому повезет, но наше путешествие было в прямом смысле безоблачным.
Прямых рейсов до Неаполя нет, поэтому было решено лететь прямым рейсом до Рима и далее два с половиной часа на машине, что по общему времени в пути сравнивается с перелетом и пересадкой.
При выборе авто наш выбор пал на Fiat 500, это культовая тачка для Италии и очень распространена: современная, компактная, прикольная по дизайну. Аренда такого «коня» – 60 евро в местной конторе rent-a-car. Подвох оказался в месте расположения офиса этой компании. Все агентства располагаются в центре большой парковки в аэропорту Фиюменчино, кроме InterRent. Они находятся за территорией аэропорта и ехать туда нужно на специальном шатле, который останавливается в терминале 1 (туда прилетают местные авиалинии) на остановке Aeroport Shattle ярко розового цвета фуксии. Название шаттла Kingparking. Чтобы попасть к ним, нужно позвонить по телефону, потому что в документах нет инструкции по их поиску. Спрашивать у местного персонала бессмыслено: не очень хорошо разговаривая по-английски, они сразу посылают вас в здание офисов всех rent-a-car компаний в центре парковки, не вдаваясь в подробности названия вашего арендадателя и не вслушиваясь в название самой фирмы. Пока разобрались в тонкостях, потеряли в аэропорте около 1.5 часов.
Следуя высказыванию «день прилета, день отлета – как один день» (из фильма «Отпуск за свой счет», 1981) на первый день великих туристических свершений не запланировано: проезд по побережью до места дислокации, обед, заселение, отдых. Отель был забронирован по рекомендации бывалых в этих местах путешественников, в 34 км от Неаполя на побережье, откуда проще добираться до Помпей. И этот выбор полностью себя оправдал. Город Castellammare di Stabia – находится в достаточном отдалении от Неаполя, близко к раскопкам и к знаменитому Амальфитанскому побережью, то есть по центру наших текущих интересов.
Неаполь: Castel Nouvo – Королевский дворец (Palazzio Reale) – церковь San Dominico Maggiore – Дуомо – метро – Castel d’Oro (Кастл Яйца)
Обзор города начинается, как и театр – с вешалки. Въезд со скоростной трассы с юга Италии и проезд вдоль всего побережья со стороны порта – не самая презентабельная часть Неаполя. Возможно, если вы едите с севера, то пейзаж более фишенебельный. Бедные районы: многоэтажные дома, расписанные граффити, автомастерские, грязные лавочки, мусор и тд. Позже становиться понятно, что только в очень небольшой части город, на парадной набережной с пяти-звездочными отелями, нет мусора на улицах, нет граффити вообще – в редких кварталах.
Правила вождения в Неаполе ужасны: водители не уважительны друг к другу – все лезут и едут, как хотят, мотоциклисты проезжают на красный, мчаться по встречной полосе. И обычное дело – обогнать по встречной в туннеле через две сплошные линии. На въезде в город – пробка, все лезут вперед, особенно мотоциклисты и скутеристы. На перекрестках южная молодежь пытается «вымыть стекла машин» – такой традиционный вид попрошайничества, продать бумажные салфетки: на светофоре чернокожий житель Неаполя бросает на лобовое стекло каждой машины упаковку салфеток, а когда сигнал светофора переключается на зеленый, собирает их или оплату. Видела одну машину, у которой на торпеде под лобовым стеклом несколько упаковок – видимо лучше соглашаться на покупку. И это так же на 50% причина пробки наряду с ремонтом дороги.
Найти первый пункт нашего маршрута очень легко. Новый замок Castel Nouvo находится на набережной, и его силуэт классической крепости с башнями и бойницами виден издалека. Если оставить машину на парковке в порту, то он окажется прямо напротив. Замок, построенный в 1279 году Карлом Анжуйским в связи с переносом столицы из Палермо в Неаполь, отличает сочетание брутальности фортификационного сооружения и изящности белокаменной триумфальной арки Альфонса, первого экземпляра южно-итальянского ренессанса. Ее белая кладка эффектно контрастирует.
Внутри располагается городской музей (Museo Civico). Сам музей особо не примечателен и находится в плачевном состоянии (обшарпанные стулья, разбитые стекла, ржавые и разваливающиеся двери 60-х готов 20-го века, облупливающаяся штукатурка на стенах и грязь на лестнице). Понравились только бронзовые ворота замка и то за счет примечательных дыр от ядер – одно из ядер прикреплено изнутри для наглядности. К сожалению, до этого музея еще не дошли технические возможности 21 века, даже за билет вы можете заплатить только наличными. Но если уж вы заплатили за вход, то вам откроется красивый вид на марину с балкона, вы увидите капеллу (Cappella Palatina) готического стиля и зал баронов с чудесной акустикой и примечательным сводом.
Вход в музей – 6 евро.
К сожалению, год 2015 можно назвать годом реконструкции Неаполя: все более менее значимые памятники и площади на реконструкции. Это касается площади Piazza del Municipio перед новым замком, самого королевского дворца Palazzo Reale рядом, поэтому насладиться культурной частью в этом году не удастся в полной мере.
Углубляемся от набережной в старый город – по направлению к чудесной базилике – San Giovanni Maggiore. Но, наверное более удивительные – путешествие к самому Неаполю. Бродя по улицами по навигатору, можно зайти в очень узкие переулки, пахнет тут соответственно, стены расписаны, народу на них нет или очень мало. Иногда встречаются чудом попавшие сюда автомобили. Вы не найдете здесь уюта южных курортных городков Италии, нет здесь цветов в горшках или украшений домов. Зато на каждом балконе вы увидите белье его обитателей.
Пройдя этим маршрутом – видимо самым коротким у нашего навигатора (приложении Map.me), мы попали на площадь: надписи на стенах, растяжки с какими-то призывами, студенты рядом с недорогими кафешками с кофе и сигаретами. До чего же было наше удивление, когда рядом с небольшой капеллой, украшенной в готическом стиле, за одним из фасадов, расписанных граффити, обнаруживается искомая базилика. Внутри церкви чисто и чинно. Внутреннее убранство яркое, но не дорогое: розовый мрамор искусно имитирован краской.
Направляясь в сторону центрального кафедрального собора Неаполя – Duomo (Cathedral di Santa Maria Assunta) – планируем посещение Капеллы The Sansevero Chapel, которая оказывается закрытой, а снаружи – не примечательной. Зато попадаем уже в туристическую часть Неаполя на площадь перед храмом San Domenico Maggiore, мировое наследие и хранительница саркофагов членов Анжуйского дома, правящих в Неаполе. В центре piazza – обелиск, воздвигнутый доминиканцами в благодарность избавления от чумы 1556г. Фасад церкви выходит на одноименный переулок за площадью. Далее мы двигаемся со всем потоком мимо сувенирных лавок и развалов с китайскими магнитами.
Кафедральный собор появляется неожиданно. Он выделяется недавно отреставрированным и поэтому очень чистым фасадом. Внутри не многолюдно. Интерьер богато украшен: роспись, резьба, лепка, мрамор. Примечателен потолок – картины библейской жизни обрамлены золочеными «рамами».
Следующее блюда неаполитанского меню – метро (Metronapoli). Оно очень молодое, открыто в 1993 году, а 2006 году закончено украшение «Линии искусства», вестибюль каждой станции представляет собой произведение современного арта. Станция Dante – не очень впечатляющая: три панно, одно из них сделано из рельсов, прикрепленных на стену, под которыми старые ношенные ботинки и туфли. А вот зеркальное панно над эскалатором – интересно.
Но самая красивая станция – Toledo. Выполненная из голубой слюды мозаика покрывает стены и пол, формируя причудливые формы подводного царства. Искусно подсвечена светодиодами и в паре с музыкальными аккордами станция создает определенное положительное впечатление.
Возвращаемся на исходную точку – Palazzio Municipo. Осталась последняя точка нашего плана – Castel dell’Ovo (Кастель дель Ово – Замок Яйца). Нет, он не напоминает замок яйца, но по легенде под ним зарыто волшебное яйцо, которое способствует процветанию города. Мы появились на набережной уже под вечер, на закате. Но эта часть очень туристическая: стоят пятизвездочные отели, чистенько, внизу марина с частными судами. В крепость мы вошли беспрепятственно, вход свободный, но ощущение, что там живут: вход в дома с табличками и звонками. С террасы можно сделать замечательную панораму города.
Парковка в порту Неаполя: 1.5 евро за первый час, 2 – последующий или 10 евро за день. Вышло 10.